Летний фестиваль «Мое Прионежье» пройдет онлайн
Летний фестиваль «Мое Прионежье» в этом году из-за ситуации с коронавирусом пройдет в онлайн-формате, сообщили в Прионежском районном центре культуры.
«Из-за эпидемиологической обстановки мы приняли решение фестиваль не отменять в этом году, а организовать в другом формате, он будет проводиться в онлайн-пространстве», - сообщил директор Прионежского РЦК Андрей Рубцов.
Сотрудники Прионежского РЦК готовят фильм «Легенды Прионежья», который будет транслироваться на YouTube.
По замыслу авторов фильма, главные герои – Красавица Онега, Шаман, Хозяйка скал карельских и Вепсская дева – рассказывают истории про поселения Прионежского района. Фильм состоит из двух частей. Премьера фильма запланирована на август
Авторы инновационных идей получат 100 тысяч рублей
Конкурс для инноваторов: 100 тысяч рублей за идею развития Карелии
Фонд венчурных инвестиций Карелии проводит республиканский конкурс инноваций «100 идей для развития Карелии». Победители в каждой из пяти номинаций получат по 100 тысяч рублей.
Видео: директор Фонда Борис Валит рассказал подробности о номинациях, призовом фонде и условиях участия
Участвовать в конкурсе инновационных проектов могут жители Карелии, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в регионе. Цель конкурса – способствовать развитию инновационной деятельности в республике, популяризировать инновационное предпринимательство и предпринимательство в целом.
Под инновационной идеей понимается новый или усовершенствованный продукт или технология. Конкурс проводится по пяти номинациям.
- «Цифровая экономика»
- «Инновации против кризиса»
- «Социальные значимые инновации»
- «Молодёжный инновационный проект»
- «Инновации в приоритетных отраслях»
Жюри конкурса оценит проекты по следующим критериям: актуальность и практическая значимость, технологическая инновационность, конкурентные преимущества, качество проработки бизнес-модели и инвестиционная привлекательность, команда проекта. Победитель в каждой номинации получит 100 000 рублей в виде гранта на развитие проекта. А победитель среди всех номинаций будет награжден дополнительным грантом в 200 000 рублей.
Лучшие идеи получат всестороннюю помощь и поддержку, в том числе, в дальнейшем продвижении и финансировании от Фонда венчурных инвестиций Карелии (до 20 миллионов рублей), частных инвесторов, Фонда содействия инновациям и других институтов поддержки малого и среднего предпринимательства.
Заявки на участие принимаются до 10 августа 2020 года на сайте Фонда. Финал конкурса состоится с 1 по 5 сентября.
День семьи, любви и верности
Продолжение: Часть II
Школа была открыта в 1879 году, а до этого существовала церковно-приходская школа.
В деревне располагались цеха промкомбината по производству керамики, на которой были бережно восстановлены древние карельские керамические узоры. Керамика, изготавливаемая на комбинате из местной глины, славилась на всю Карелию. Наверное, в каждом доме в Карелии найдётся керамическая посуда или цветочные горшки из Деревянного. Еще здесь когда-то был сувенирный цех, где разрисовывали разделочные доски. "Прионежский" комбинат был основан в 1929 году, до 1970 года выпускал изделия и товары народного потребления из древесины, в этом же году предприятие организовало выпуск керамических изделий с использованием древнейших глин Рыборецкого месторождения, оно являлось единственным промышленным предприятием села. К сожалению начало2000-х для промкомбината стали кризисными – он прекратил свое существование.
В 1922-1923 годах в селе существовала пекарня, в которой выпекали ржаной и пшеничный хлеб, а так же был продовольственный магазин.
В период 30-х годов XX века жители села организовали колхоз под названием «Заря», ставший вскоре отделением совхоза «Маяк».
Деревянное
Так и зовется село.
Только церковь
Стояла из камня.
Здесь мое по брусничному
Детство прошло,
Здесь любая былинка
Близка мне…
Георгий Кикинов.
Деревянное - старинное село в Прионежском районе Карелии. Оно расположено на берегу Онежского озера. Возникло в 1496 году. Ранее на этом месте существовало поселение под названием Деревянской выставки. По преданию, «…своё название оно получило из-за того, что все постройки в нем, кроме церкви были деревянными».
Старинная Никольская церковь была построена в 1683 году, при Иоанне и Петре. Церковь была бревенчатая с тесовой крышей, а восьмерик обшит железом. На колокольне висел колокол с надписью: «1726 года ноября в 3 день лит колокол сей в Шуйский погост, в Деревянскую волость, в церковь Николы Чудотворца, весу 4 пуда 35 ф.» Она сгорела в 1893 г., только находящаяся в одной ограде с ним каменная Сретенская церковь, освященная в 1848 году, уцелела. В советское время Сретенская церковь властями была закрыта, а пустующее здание отдали под клуб. Первые сведения относятся к XVII веку. В селе сохранилось много старинных двухэтажных домов. Более ста лет назад строились они крестьянами в расчете на одну семью. В XIX веке в деревне проживали крестьяне, в основном русские. «Карелы, вепсы, финны появились здесь только в 50- е годы XX века». Основным занятием было земледелие, а еще село славилось мастерами по вставке стекол.
Продолжение следует....
100- летие образования Карелии: Библиотекарь п. Кварцитный рассказала об истории поселка
Библиотекарь п. Кварцитный Забелина Елена Ивановна расскала о своём посёлке.
«Богатство вепсского края»
С XVIII века в карьере на территории посёлка добывают шокшинский кварцито-песчаник ( малиновый кварцит). В 1929 году на месторождении этого ценного отделочного камня создаётся предприятие «Шокшинские горные разработки». Все работы по добыче малинового кварцита проводились вручную. Только в 1938 году в работе стали использовать компрессоры и перфораторы для бурения. Добытые предприятием малиновые блоки использовались для отделки Мавзолея В.И. Ленина, «Могилы неизвестного солдата» в Москве, для изготовления брусчатки.
«И моя деревня должна принадлежать истории...»
На берегу Онежского озера, на земле Прионежья Вепсского края в 1970 году началось строительство первых цехов нового предприятия «Шокшинское карьероуправление». Одновременно с предприятием строится административно-бытовой комплекс, растёт и хорошеет новый посёлок горняков и строителей -Устье, расположенный между Шокшей и Кварцитным. Для строительства посёлка весной 1980 года в Шокшу прибыли первые посланцы комсомольского молодежного отряда «Викинг». В 1983 году построены 5 домов и детский сад на 140 мест. В последующие годы продолжилось строительство жилых домов, очистных и водозаборных сооружений.
«Храм Святого преподобного Ионы Яшезерского»
Преподобный Иона Яшезерский , вепс по национальности, был учеником и соратником знаменитого преподобного Александра Свирского. 5 октября 2017 года отмечался юбилей Ионо-Яшезерского монастыря -445 лет. В 2008 году в п. Кварцитный , где ранее никогда не было церкви, построен храм во имя покровителя Вепсской земли преподобного Ионы Яшезерского.
Живописные иконы с позолотой, написанные иконописцами из Карелии, создают тёплый гармоничный стиль.
Святыней храма является образ преподобного Ионы Яшезерского, расположенный в правом ряду иконостаса .
Построил храм на свои средства Анисимов Игорь Юрьевич.
100- летие образования Карелии: рассказ о Вилге
В рамках подготовки к празднованию 100-летия Республики Карелия мы продолжаем рассказывать о сельских поселениях Прионежского района. Библиотекарь Вилговской сельской библиотеки Халиман Надежда Владимировна рассказывает о д. Вилга.
Сложное и бурное начало 20-го века. Первая и вторая революция в России перевернули многое в сознании людей и жизни страны. После завершения гражданской войны страна встаёт на путь экономических преобразоваий. Карелия, которая в эти годы была абсолютно малонаселённым краем, ведёт активную работу по переселению этнически близких
местному населению людей из США, Канады, Финляндии, которые начинают создавать трудовые коммуны на новых местах жительства. В конце 20-х годов такая коммуна дала начало деревне Вилга.
Из воспоминаний Бориса Павловича Гаврукова, старожила д. Вилга: «Моя семья в начале 1930 года приехала строить Вилговскую коммуну «Рантан Кюндай» (Пахарь границ). Хозяйство коммуны состояло из имущества и скота вступающих в неё людей. Родители работали на осушении болот, готовили земли под поля и огороды. Все работы велись вручную. В 1932 году эта коммуна ликвидируется и открывается
лесоучасток механизированного леспромхоза. На реке Вилга строятся две плотины для подъёма воды, и производится сплав заготовленной древесины в реку Шуя. В районе второй плотины был посёлок Иску, где работал кирпичный завод. Леспромхоз был показательным и впервые в Вилге была построена лежнёвая дорога, по которой вывозка леса значительно ускорилась.
Вилга расстраивается, приезжают канадские финны для работы в леспромхозе. Люди живут в пяти двухэтажных домах, работает литейный цех (он располагался в районе рощицы у дома №10). Рядом с литейным цехом работала пилорама. Электричество давал дизельный движок. Клуб и почта располагались на месте нынешних зданий, причём здание почты сохранилось с тех времён почти без изменений.
До 1936 года в Вилге работала финская школа, а с 1937 года - русская. Борис Павлович помнит своих первых учителей : Васикайнен Клавдию Ивановну, Барсукову Галину (отчество, к сожалению, память не сохранила). Сельский совет находился в п. Матросы, а после войны сначала в Вилговском клубе, а потом в д. Виданы. В 1938 году всё производство в Вилге свёртывается, посёлок становится военным городком. Большинство переселенцев уехали, увозя с собой хозяйственную утварь и даже дома. В годы войны Вилга была оккупирована финскими войсками, на её территории находились два концентрационных лагеря для военнопленных и мирного населения.
В 1944 году после ухода финских войск в Вилге велись работы по разминированию территории. В разминировании участвовали и молодые девушки, среди них Мария Игракова (Шлямина). В 1948 году началось возвращение военных.Воинская часть располагалась поначалу в землянках (на территории нынешних совхозных строений).
Из воспоминаний Анны Илларионовны Играковой (Соловьёвой): «Приехала в Вилгу в 1947 году, когда ещё была карточная система, но уже начались активные работы по возвращению к нормальной жизни.
Работала на одном из сложных участков -дорожном строительстве. В 1949 году вышла замуж за Александра Соловьёва, который с 1957 по 1959 год был председателем сельского совета. С 1954 года воинская часть расширяется и обустраивается на левом берегу реки Вилга. В конце 50-х в Вилге создаётся подсобное хозяйство Онежского тракторного завода. В хозяйстве выращивается скот, развивается полеводство и даже разбивается сад (в районе нынешнего дома №14). Затем подсобное хозяйство становится отделением совхоза им. Зайцева. А в конце 80-х это уже самостоятельное хозяйство-совхоз «Вилговский».
В хозяйстве, специализирующемся на свиноводстве, работает почти всё население д, Вилга. Совхоз добивается высоких показателей в работе, многие работники совхоза награждены правительственными наградами. Это известные в Вилге и за её пределами люди: Шанаурова Зинаида Васильевна-кавалер Ордена Ленина, Богданова Алевтина Михайловна, Ковальчук Нина Ивановна, Красовская Мария Антоновна, Микулич Зоя Петровна, Кашкар Светлана Ивановна, Захарова Раиса Михайловна, Гаврукова Раиса Васильевна и многие другие. Их руками создавались материальные блага, благодаря их труду расширялось и крепло хозяйство, жизнь в Вилге становилась более комфортной»
Библиотекарь Ладва -Веткинской сельской библиотеки Сафонова Татьяна Сергеевна рассказывает о посёлке Ладва -Ветка .
«В большой стране у каждого человека есть свой маленький любимый уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит великая Россия» (писатель Юрий Яковлев).
Небольшой посёлок Ладва-Ветка, расположенный в Прионежском районе Республики Карелия– это маленькая родина для многих людей с далекого 1915 года и по сей день.
«С чего же всё начиналось? Когда посёлок возник, а главное: почему он так называется?» - можно услышать недоуменные вопросы людей.
Местность, в которой мы живем, стала заселяться в годы строительства Мурманской железной дороги в 1915 году. До её постройки по берегам реки Ивинка жители села Ладва и деревни Таржеполь косили сено, весной сплавляли лес.
В начале 1930-х годов сюда стали прибывать переселенцы, преимущественно из Вологодской области. В Ладва-Ветке в то время работали Ладвинский леспромхоз, пожарная часть, лесничество, пекарня, амбулатория.
Само название села, вероятно, имеет вепсские корни. В вепсском языке слово «ладв» обозначает вершину, верховье реки. Село действительно располагается на вершине, в верховье реки Ивинка.
Что же касается первой части названия, «Ладва», она связана с соседним селом Ладва, которое находится в 10 – 12 километрах от Ладва-Ветки на восток. Ладва, расположенная на реке Ивинка, упоминается в писцовых книгах уже с конца XV века.
Вторая часть названия этого села (сейчас — посёлка), «Ветка», напрямую указывает на железную дорогу. Это, как вы уже поняли, не случайно: от станции отходила на восток железнодорожная ветка длиною в несколько десятков километров, которая служила для подвоза леса на станцию из лесных поселков.
Шуя – старинное русское село
«Шуя – старинное русское село, история существования которого насчитывает более 500 лет…», такими словами начинается Историческая справка о Шуйском сельском поселении.
Трепет и чувство гордости должны переполнять шуян при чтении страниц сохранившихся документов, подтверждающих такую славную историю родного края. Обратимся к некоторым из них.
Из церковной летописи Шуйского прихода Петрозаводского уезда 1867 года:
«Начало населения приходской местности и общее мнение старожилов относит к самым первым временам заселения Обонежского края, а просвещение Христианскою Верою к 11 или 12-м векам. В это время, сказывают, и первая церковь была построена в Шуе и на том самом месте, где стоит нынешняя Церковь, потому что тогда Шуйская местность была самая многочисленная по населению и более других известная по богатству и промышленности, так как она стоит на реке, соединяющей с озером Онежским, а через него судоходною Свирью и другими торговыми путями к столице и другим тогдашним местам, например, к Новгороду».
Из книги Путь к водопаду Кивачу от Петрозаводска // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 4. Петрозаводск, 1902. С. 120 – 130 :
Селеніе Шуя, какъ торговое мѣсто, было извѣстно въ XVII столѣтіи, ранѣе города Петрозаводска. На лѣвой сторонѣ расположенъ Шуйскій погостъ, или д. Ивановская, съ двумя старинными деревянными церквами, волостнымъ правленіемъ, земской и церковно-приходской школами. Съ высокой шуйской колокольни видѣнъ г. Петрозаводскъ. Почти въ каждой изъ деревень, лежащихъ по тракту, встрѣчаются большіе и красивые крестьянскіе дома, обличающіе зажиточность хозяевъ. Крестьянскія жилыя помѣщенія на сѣверѣ, при изобиліи лѣса, весьма обширны у всѣхъ хорошихъ хозяевъ. Дома здѣсь строятъ такъ-называемые пятистѣнные, представляющіе типъ старинныхъ русскихъ построекъ. Такой домъ обыкновенно состоитъ изъ двухъ покоевъ: избы, съ русскою печью и рундукомъ возлѣ нея, съ лавками и „воронцами” (полками вверху, вокругъ стѣнъ), и изъ чистой горницы, главнымъ украшеніемъ которой служатъ иконы суздальскаго письма или старинной иконописи, мѣдные створы и лубочныя картинки. Принадлежность горницы составляютъ два три стола съ полами, шкафъ съ чайной посудой, кровать съ пологомъ и, около печи, лежанка съ выставленными на ней ярко вычищенными самоварами. По числу самоваровъ, опредѣляется зажиточность крестьянина и степень его цивилизованности. Шуйскіе крестьяне имѣютъ хорошіе сѣнные покосы и сбываютъ много сѣна въ Петрозаводскъ. Низменное положеніе шуйской долины было причиною образованія здѣсь большихъ болотъ, часть которыхъ осушена. Кромѣ пользы въ гигіеническомъ отношеніи, осушеніе болотъ послужитъ къ развитію скотоводства и улучшенію хлѣбопашества, которымъ не обезпечиваются нужды крестьянъ. Подспорьемъ шуянамъ служитъ рыболовство въ рѣкѣ Шуѣ и окрестныхъ озерахъ, въ которыхъ ловятся сиги и лососи, и лѣсные промыслы. Рѣка Шуя, выходя изъ оз. Шуезера, въ Выборгской губерніи, послѣ 150 верстнаго теченія, впадаетъ въ оз. Логмозеро, соединяющееся съ Петрозаводскимъ заливомъ Онежскаго озера, у с. Соломеннаго, въ 6 в. отъ г. Петрозаводска. На всемъ протяженіи она удобна для сплава; для плаванія же небольшихъ рѣчныхъ судовъ и лодокъ — только между озерами Укшезеромъ и Логмозеромъ. У погоста шумитъ на рѣкѣ довольно значительный порогъ, надъ которымъ построенъ чрезъ рѣку мостъ. По обоимъ берегамъ рѣки Шуи встрѣчаются обнаженія гранита крупно-зернистаго сложенія, состоящаго изъ розоватаго полеваго шпата, бѣлаго кварца и таблицеобразныхъ кристалловъ бѣлой слюды.
ИсторияпоселкаШуя
История Шуйского сельского поселения является неотъемлемой частью истории Карелии.В год 100-летия Республики Карелия мы продолжаем перелистывать страницы истории родного края. Обратимся к самому, пожалуй, основательному изданию, посвященному Шуе. 91 год назад в село Шуя приехали студенты этнографического отделения географического факультета Ленинградского государственного университета . С 3 по 29 июня 1929 года они находились в Шуе на практике и вели подробные записи об увиденном. Через 77 лет, в 2006 году эти документальные записи были опубликованы. Составитель – доктор филологических наук Ю.И. Дюжев лишь расположил их в определенной хронологической последовательности.
Многие шуяне уже знакомы с этой книгой, некоторым удалось приобрести её в личное пользование, остальные желающие могут обратиться в библиотеку.
Предлагаю познакомиться с некоторыми фрагментами книги.
________________________________________________
Шуя, июнь 1929: Быт севернорусской деревни
Составитель Ю.И. Дюжев, научный редактор и автор вступит. ст. К.К. Логинов, послесловие: И.К.Рогощенков.
Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2006. 154 с.
В книге собраны дневниковые записи этнографической экспедиции 1929 года, на основе которых воссоздается полная картина быта, нравов, обычаев, верований и суеверий русской деревни конца 1920-х годов и начала коллективизации.
____________________________________
Еще по дороге в село Шуя мне представилась не совсем благоприятная картина. Все поля покрыты одиночными большими и маленькими валунами и кучами камней, сложенных старательными землеробами, дабы увеличить полезную площадь для возделывания хлебных злаков. Участки, годные для пахоты, испещрены своеобразными изгородями из толстых еловых жердей, чтобы предохранить свои посевы от домашних животных (коров, лошадей, овец). В общем, флора, окружающая село Шуя, на протяжении горизонта очень скудна и бедна: мелкие кустарники ольхи вперемежку с березой и редкими сосенками, полуголые поля, жиденькие, редкие всходы озими, все это создало у меня впечатление, что крестьяне здесь живут в большой нужде, но постройки говорят об обратном.
Шуя состоит из многих деревень, беспрестанно срастающихся друг с другом. Начало деревни, если идти от станции Шуйской, называется Погостом, направо мосток в деревню Ивановскую, где церковь, изба-читальня, сельсовет и школа. Продолжение дороги идет через деревню, слева кооператив. Начало села называется деревня Вонжинская, стоит на изгибе реки. Следующая деревня Пустошь, которая начинается еще до моста. Границу деревень Вонжинская и Пустошь установить трудно. В деревне Пустошь — школа, где помещена часть нашей экскурсии.
…рассказывают, что при Петре Первом местные угодья строились финляндскими. Петр завоевал и насадил сюда крестьян хуторами. Эти хутора разрослись и стали деревнями. О местном заселении русскими здешних мест говорят, что оно было хуторное, а некоторые говорят, что рекрутное, то есть что при Петре сюда убегали рекруты и здесь поселялись.
Протяжение села 8 километров. Здесь 22 деревни.
Записал по порядку названия деревень, составляющих Шую.
Верх: Верховье или Плаксино, Усадище, Бирючево, Куняково, Лажевщина.
Средняя часть: Ивановская или Погост, Вонжинская или Каратяевская, Фофаново, Наволок, Лембачево, Пустошь. Раньше вместо Пустоши было три деревни, располагались.они по тече¬нию реки: деревня Лупышевская, Кроповская (5 домов), Пустошь (3 дома).
Низ: Ереминская, Выморская, Коловый остров (Острово), Сагарва, Тимонинская.
К селу Шуя примыкают: Сур-Наволок, Шуйская Чупа, Царевичи, Косалма, Сойбино.Находится село в устье реки Шуя за шесть километров до впадения ее в Логмозеро.
Река, молчаливо несущая свои воды среди низменных малоизвилистых берегов, светлая зелень кустов, перемежающихся вдали с редкими перелесками. Деревни могут похвастаться расписными наличниками окон, богато орнаментированными бал¬кончиками у мезонинов домов, крышей фасада, украшенной коньком и многим другим искусством рисунка по дереву. Крыши крыты в большинстве тесом, меньше дранкой, железных крыш нет. Любопытно в строении домов расположение окон. Лицевая сторона дома имеет три или шесть окон, вероятно, здесь сказывалось магическое значение цифры три (без троицы и дом не строится).
Интересно и отлично от других деревень построены здесь изгороди: колья, их составляющие, поставлены наклонно под углом 30 градусов. Крестьяне говорят, что такие заборы проч¬нее и удобнее, чем заборы с вертикально поставленными кольями.
Дома расположены вне всякой симметрии, в точности выполняя все изгибы реки Шуя. Дома в Шуе высокие, деревянные. Нередко крыша и окна украшены цветной резьбой. Под одной крышей избы — помещение для скота, обычно в нижнем этаже задворок. Крашеных домов мало, но окна выкрашены у всех. Как и у всех северных деревень, окна расположены высоко от земли. Не часто, но есть дома, обнесенные палисадником. Но только раз встретился куст смородины. Обычно в них находятся две-три тощие грядки и несколько не менее тощих березок. Из разговоров крестьян выяснилось, что сеют рожь, овес, ячмень и очень мало пшеницы.
Здесь на улицах днем мало прохожих, даже дети и те не резвятся около домов. Здесь не увидишь молодаек, идущих с громким говором за водой или полоскать белье и передающих друг другу деревенские новости. Разве встретишь, как быстро пройдет баба с деловым видом в кооператив или проедет лошадь, запряженная в сани с навозом.
Население Шуи русское, за десять верст живут «кореляки» в деревнях Намоево, Сургуба, Виданы. Говорят и по-карельски (фински) и по-русски. «Кареляки» женятся на русских и обрат¬но. Но русские неохотно выходят за карелов, так как считают, что там тяжелее работать.
Женщины в Шуе не пашут. Если пашут, то только вдовы, не имеющие мужчин в дому, да и то редко, больше нанимают. За дровами ездят мужчины. Огород и остальная работа выполняется женщинами.
Председатель сельсовета сообщил, что осенью 1928 года (по статистическим данным) в Шуе населения было 2637 чело¬век, сейчас примерно три тысячи. Из года в год большой при¬рост населения.
Избирателей всего 1045, женщин - 520.
Беднота - 28-30%, середняки — 67%, кулаков — 3% (4).
Заходила в несколько изб. Прежде всего бросается в глаза чистота и порядок. Полы везде вымыты и застланы половика¬ми. Печки безукоризненно белые, как будто недавно выбелены. Сами крестьяне заявляют, что они любят чистоту и каждую неделю ходят в баню. Но несмотря на это сильно чувствуется бедность крестьян. Первым долгом они заводят речь о своих недостатках. Все вздыхают о хлебе, жалуются на плохую погоду. Говорят, что у большинства крестьян хлеба не хватает до нового хлеба. Говорят, что земля шестой год не родит.
Заходила в одну из изб деревни Лембачево. Угощали «калитками» из ячменной муки с картофельной начинкой, очень масляные и довольно вкусные. Здесь крестьяне очень общительны и гостеприимны. Войдя в избу и застав за столом, обязательно получишь приглашение разделить с ними компанию. Они охотно беседуют, отвечают на вопросы и рассказывают о своих нуждах.
__-_________________________________
Книга интересна множеством подробностей: как выглядели шуяне, во что одевались, что ели и пили, во что верили. На её станицах вы встретите знакомые фамилии, прочитаете интересные истории из жизни шуян того времени, узнаете о приметах, обычаях и суевериях.
Подробнее ...
#БиблиоПрионежье
Студенты Ленинградского государственного университета, приехавшие в июне 1929 года в Шую(см.предыдущий пост), не обошли вниманием культурную жизнь села. Вот фрагменты их записей:
Из культурно - просветительных учреждений в селе две школы, изба – читальня (расположена в поповском доме), при ней библиотека.
Местную интеллигенцию составляют три учителя, агроном, помощник агронома, избач. Население в Шуе гораздо культурнее и грамотнее, чем в среднерусских деревнях. Грамотность среди крестьян достигает 85 %.
___________________
Несмотря на то что население Шуи довольно культурно, такие учреждения, как изба-читальня, работают на редкость плохо. В избе-читальне сейчас не ведется никакой работы. Нельзя встретить в избе читающего крестьянина. Кружки, конечно, только числятся. Радио всегда молчит.
__________________________
Я не уверен, все ли крестьяне знают о существовании избы-читальни. Сколько может дать читальня, если ее хорошо поставить, если бы были здесь люди, умеющие и знающие, как работать! Культурной работы, конечно, не ведется.
____________________
Посещаемость избы-читальни невелика, редко под вечер можно видеть одного, двух, самое большое четырех крестьян. Более частым и многочисленным посетителем является молодежь, которая приходит сюда послушать радио (при избе имеется громкоговоритель), играть в шашки, домино, посмотреть в журналах картинки и вообще провести досуг.
Выписываются следующие газеты: «Правда» московская, «На¬ша газета», «Крестьянская газета», «Безбожник», «Красная Карелия», «Беднота», «Комсомольская правда». Затем журналы: «Крестьянка», «Работница», «Радиослушатель», «Сам себе агроном», «Коллективист», «Красноармеец», «Изба-читальня», «Сам учись».
При избе издается стенгазета под названием «Голос крестьянина», орган шуйской избы-читальни и шуйской ячейки ВЛКСМ. Библиотека избы-читальни в страшном запустении, количество книг около 5 тысяч, но положены безо всякой системы и порядка и найти какую-либо нужную книгу совсем невозможно.
Большинство читателей библиотеки составляют школьники — ученики двух шуйских школ первой ступени, но есть среди читателей крестьяне и рабочие с шуйской станции, также и служащие.
__________________________________
Со мной разговаривала женщина-делегатка Терешкина. Хочет узнать многое, хочет работать. В избу-читальню их собирают очень и очень редко, в месяц раз. Она говорит: «Если бы нас собирали почаще в избу-читальню, то я не посмотрела бы на ребенка, а стала бы ходить, потому что узнаю много хорошего, полезного». «У меня муж — говорит она, — член сельсовета, сын — пионер, и мне тоже хочется кем-то быть, чтобы нам вместе работать, а то они кой-что знают, рассказывают, а я ничего не знаю».
Сын ее Миша Терешкин учится сейчас в школе, очень старается, его хвалят учителя. Много он читает книг, «на улицу не ходит, все читает и читает», — говорит мать. Сам он хочет учиться. Он и в пионерский отряд пошел потому, что там им читают, рассказывают много.
____________
Днем была занята на репетиции, готовили постановку. Вечером была в избе-читальне. Деревенская молодежь собралась на политшколу. До занятий сидели в библиотеке и играли на струнных инструментах — гитаре, мандолине и балалайке. Комсомолец Кабедев пел местные частушки:
Газеты тоже не читают,
Не читаю их и я,
Потому что время нету
У ребят и у меня.
______________________
Разговаривал с избачом, он же секретарь ячейки ВКП(б) Смирнов. Он рассказывал:
— Работа до ноября была распущена. Избач выиграл по займу 2 тысячи рублей и вместо того чтобы использовать деньги на полезные цели, занялся пьянствовать и три месяца совершенно не занимался политпросветработой, и в ноябре организация вынуждена была избача снять. Изба-читальня во время его работы превратилась в место, занимающееся танцульками, и в место свидания молодых людей. Взрослое население а также самостоятельная молодежь от избы отвернулась. Надо было начинать всю работу заново. Я начал с того, что привел в порядок избу-читальню, очистил ее от нравственной грязи, которая накопилась до меня, путем популяризации избы-читальни и отчетной работы перед населением. В одно и то же время я являюсь политпросветорганизатором и секретарем ячейки ВКП(б). Работа усложняется недостаточным количеством членов партии и моей перегрузкой в работе, а третье то, что из трех человек, местных членов партии, два коммуниста сами неграмотные, сначала их нужно учить, а потом посылать на работу.
День русского языка
К дате рождения Александра Сергеевича Пушкина, 6 июня, приурочен праздник - День русского языка. Праздник появился в 2011 году, когда президент РФ подписал соответствующий указ, который гласил: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина». В документе отмечается, что эта памятная дата установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации». С недавних пор, праздник обрел статус международного. В рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия День русского языка отмечается в ООН.
С праздником! Республике Карелия 100 лет.
В июле 1918 года была принята Конституция РСФСР. В ней закреплялась возможность создания автономии внутри РСФСР. Весной 1920 года вопрос о национально-государственном устройстве Карелии неоднократно рассматривался руководством РСФСР. По приглашению В. И. Ленина Гюллинг прибыл в Москву и в середине мая 1920 года в Кремле состоялась беседа Ленина с Гюллингом. 18 мая 1920 года Политбюро ЦК РКП(б) своим решением одобрило создание Карельской коммуны. 8 июня 1920 декретом ВЦИК из населённых карелами местностей Олонецкой и Архангельской губерний была образована Карельская трудовая коммуна.
#ДеньРоссии
12 июня мы вспоминаем многовековую историю России, трудный и героический путь ее становления и развития, подвиги наших отцов и дедов. Это история каждого из нас, и начинается она с малой родины, настоящее и будущее которой напрямую зависят от нашего общего труда, энергии и гражданской позиции. Это повод задуматься о своем долге перед следующими поколениями, о том, что мы сделали и что еще предстоит сделать для того, чтобы завтрашний день наш был светлым и радостным.