08 июля 2020
Оцените материал
(0 голосов)

«Шуя – старинное русское село, история существования которого насчитывает более 500 лет…», такими словами начинается Историческая справка о Шуйском сельском поселении.
Трепет и чувство гордости должны переполнять шуян при чтении страниц сохранившихся документов, подтверждающих такую славную историю родного края. Обратимся к некоторым из них.
Из церковной летописи Шуйского прихода Петрозаводского уезда 1867 года:
«Начало населения приходской местности и общее мнение старожилов относит к самым первым временам заселения Обонежского края, а просвещение Христианскою Верою к 11 или 12-м векам. В это время, сказывают, и первая церковь была построена в Шуе и на том самом месте, где стоит нынешняя Церковь, потому что тогда Шуйская местность была самая многочисленная по населению и более других известная по богатству и промышленности, так как она стоит на реке, соединяющей с озером Онежским, а через него судоходною Свирью и другими торговыми путями к столице и другим тогдашним местам, например, к Новгороду».
Из книги Путь к водопаду Кивачу от Петрозаводска // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 4. Петрозаводск, 1902. С. 120 – 130 :

Селеніе Шуя, какъ торговое мѣсто, было извѣстно въ XVII столѣтіи, ранѣе города Петрозаводска. На лѣвой сторонѣ расположенъ Шуйскій погостъ, или д. Ивановская, съ двумя старинными деревянными церквами, волостнымъ правленіемъ, земской и церковно-приходской школами. Съ высокой шуйской колокольни видѣнъ г. Петрозаводскъ. Почти въ каждой изъ деревень, лежащихъ по тракту, встрѣчаются большіе и красивые крестьянскіе дома, обличающіе зажиточность хозяевъ. Крестьянскія жилыя помѣщенія на сѣверѣ, при изобиліи лѣса, весьма обширны у всѣхъ хорошихъ хозяевъ. Дома здѣсь строятъ такъ-называемые пятистѣнные, представляющіе типъ старинныхъ русскихъ построекъ. Такой домъ обыкновенно состоитъ изъ двухъ покоевъ: избы, съ русскою печью и рундукомъ возлѣ нея, съ лавками и „воронцами” (полками вверху, вокругъ стѣнъ), и изъ чистой горницы, главнымъ украшеніемъ которой служатъ иконы суздальскаго письма или старинной иконописи, мѣдные створы и лубочныя картинки. Принадлежность горницы составляютъ два три стола съ полами, шкафъ съ чайной посудой, кровать съ пологомъ и, около печи, лежанка съ выставленными на ней ярко вычищенными самоварами. По числу самоваровъ, опредѣляется зажиточность крестьянина и степень его цивилизованности. Шуйскіе крестьяне имѣютъ хорошіе сѣнные покосы и сбываютъ много сѣна въ Петрозаводскъ. Низменное положеніе шуйской долины было причиною образованія здѣсь большихъ болотъ, часть которыхъ осушена. Кромѣ пользы въ гигіеническомъ отношеніи, осушеніе болотъ послужитъ къ развитію скотоводства и улучшенію хлѣбопашества, которымъ не обезпечиваются нужды крестьянъ. Подспорьемъ шуянамъ служитъ рыболовство въ рѣкѣ Шуѣ и окрестныхъ озерахъ, въ которыхъ ловятся сиги и лососи, и лѣсные промыслы. Рѣка Шуя, выходя изъ оз. Шуезера, въ Выборгской губерніи, послѣ 150 верстнаго теченія, впадаетъ въ оз. Логмозеро, соединяющееся съ Петрозаводскимъ заливомъ Онежскаго озера, у с. Соломеннаго, въ 6 в. отъ г. Петрозаводска. На всемъ протяженіи она удобна для сплава; для плаванія же небольшихъ рѣчныхъ судовъ и лодокъ — только между озерами Укшезеромъ и Логмозеромъ. У погоста шумитъ на рѣкѣ довольно значительный порогъ, надъ которымъ построенъ чрезъ рѣку мостъ. По обоимъ берегамъ рѣки Шуи встрѣчаются обнаженія гранита крупно-зернистаго сложенія, состоящаго изъ розоватаго полеваго шпата, бѣлаго кварца и таблицеобразныхъ кристалловъ бѣлой слюды.

08 июля 2020
Оцените материал
(0 голосов)

История Шуйского сельского поселения является неотъемлемой частью истории Карелии.В год 100-летия Республики Карелия мы продолжаем перелистывать страницы истории родного края. Обратимся к самому, пожалуй, основательному изданию, посвященному Шуе. 91 год назад в село Шуя приехали студенты этнографического отделения географического факультета Ленинградского государственного университета . С 3 по 29 июня 1929 года они находились в Шуе на практике и вели подробные записи об увиденном. Через 77 лет, в 2006 году эти документальные записи были опубликованы. Составитель – доктор филологических наук Ю.И. Дюжев лишь расположил их в определенной хронологической последовательности.
Многие шуяне уже знакомы с этой книгой, некоторым удалось приобрести её в личное пользование, остальные желающие могут обратиться в библиотеку.
Предлагаю познакомиться с некоторыми фрагментами книги.
________________________________________________
Шуя, июнь 1929: Быт севернорусской деревни
Составитель Ю.И. Дюжев, научный редактор и автор вступит. ст. К.К. Логинов, послесловие: И.К.Рогощенков.
Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2006. 154 с.
В книге собраны дневниковые записи этнографической экспедиции 1929 года, на основе которых воссоздается полная картина быта, нравов, обычаев, верований и суеверий русской деревни конца 1920-х годов и начала коллективизации.
____________________________________
Еще по дороге в село Шуя мне представилась не совсем благоприятная картина. Все поля покрыты одиночными большими и маленькими валунами и кучами камней, сложенных старательными землеробами, дабы увеличить полезную площадь для возделывания хлебных злаков. Участки, годные для пахоты, испещрены своеобразными изгородями из толстых еловых жердей, чтобы предохранить свои посевы от домашних животных (коров, лошадей, овец). В общем, флора, окружающая село Шуя, на протяжении горизонта очень скудна и бедна: мелкие кустарники ольхи вперемежку с березой и редкими сосенками, полуголые поля, жиденькие, редкие всходы озими, все это создало у меня впечатление, что крестьяне здесь живут в большой нужде, но постройки говорят об обратном.
Шуя состоит из многих деревень, беспрестанно срастающихся друг с другом. Начало деревни, если идти от станции Шуйской, называется Погостом, направо мосток в деревню Ивановскую, где церковь, изба-читальня, сельсовет и школа. Продолжение дороги идет через деревню, слева кооператив. Начало села называется деревня Вонжинская, стоит на изгибе реки. Следующая деревня Пустошь, которая начинается еще до моста. Границу деревень Вонжинская и Пустошь установить трудно. В деревне Пустошь — школа, где помещена часть нашей экскурсии.
…рассказывают, что при Петре Первом местные угодья строились финляндскими. Петр завоевал и насадил сюда крестьян хуторами. Эти хутора разрослись и стали деревнями. О местном заселении русскими здешних мест говорят, что оно было хуторное, а некоторые говорят, что рекрутное, то есть что при Петре сюда убегали рекруты и здесь поселялись.
Протяжение села 8 километров. Здесь 22 деревни.
Записал по порядку названия деревень, составляющих Шую.
Верх: Верховье или Плаксино, Усадище, Бирючево, Куняково, Лажевщина.
Средняя часть: Ивановская или Погост, Вонжинская или Каратяевская, Фофаново, Наволок, Лембачево, Пустошь. Раньше вместо Пустоши было три деревни, располагались.они по тече¬нию реки: деревня Лупышевская, Кроповская (5 домов), Пустошь (3 дома).
Низ: Ереминская, Выморская, Коловый остров (Острово), Сагарва, Тимонинская.
К селу Шуя примыкают: Сур-Наволок, Шуйская Чупа, Царевичи, Косалма, Сойбино.Находится село в устье реки Шуя за шесть километров до впадения ее в Логмозеро.
Река, молчаливо несущая свои воды среди низменных малоизвилистых берегов, светлая зелень кустов, перемежающихся вдали с редкими перелесками. Деревни могут похвастаться расписными наличниками окон, богато орнаментированными бал¬кончиками у мезонинов домов, крышей фасада, украшенной коньком и многим другим искусством рисунка по дереву. Крыши крыты в большинстве тесом, меньше дранкой, железных крыш нет. Любопытно в строении домов расположение окон. Лицевая сторона дома имеет три или шесть окон, вероятно, здесь сказывалось магическое значение цифры три (без троицы и дом не строится).

Интересно и отлично от других деревень построены здесь изгороди: колья, их составляющие, поставлены наклонно под углом 30 градусов. Крестьяне говорят, что такие заборы проч¬нее и удобнее, чем заборы с вертикально поставленными кольями.

Дома расположены вне всякой симметрии, в точности выполняя все изгибы реки Шуя. Дома в Шуе высокие, деревянные. Нередко крыша и окна украшены цветной резьбой. Под одной крышей избы — помещение для скота, обычно в нижнем этаже задворок. Крашеных домов мало, но окна выкрашены у всех. Как и у всех северных деревень, окна расположены высоко от земли. Не часто, но есть дома, обнесенные палисадником. Но только раз встретился куст смородины. Обычно в них находятся две-три тощие грядки и несколько не менее тощих березок. Из разговоров крестьян выяснилось, что сеют рожь, овес, ячмень и очень мало пшеницы.

Здесь на улицах днем мало прохожих, даже дети и те не резвятся около домов. Здесь не увидишь молодаек, идущих с громким говором за водой или полоскать белье и передающих друг другу деревенские новости. Разве встретишь, как быстро пройдет баба с деловым видом в кооператив или проедет лошадь, запряженная в сани с навозом.

Население Шуи русское, за десять верст живут «кореляки» в деревнях Намоево, Сургуба, Виданы. Говорят и по-карельски (фински) и по-русски. «Кареляки» женятся на русских и обрат¬но. Но русские неохотно выходят за карелов, так как считают, что там тяжелее работать.


Женщины в Шуе не пашут. Если пашут, то только вдовы, не имеющие мужчин в дому, да и то редко, больше нанимают. За дровами ездят мужчины. Огород и остальная работа выполняется женщинами.

Председатель сельсовета сообщил, что осенью 1928 года (по статистическим данным) в Шуе населения было 2637 чело¬век, сейчас примерно три тысячи. Из года в год большой при¬рост населения.
Избирателей всего 1045, женщин - 520.

Беднота - 28-30%, середняки — 67%, кулаков — 3% (4).

Заходила в несколько изб. Прежде всего бросается в глаза чистота и порядок. Полы везде вымыты и застланы половика¬ми. Печки безукоризненно белые, как будто недавно выбелены. Сами крестьяне заявляют, что они любят чистоту и каждую неделю ходят в баню. Но несмотря на это сильно чувствуется бедность крестьян. Первым долгом они заводят речь о своих недостатках. Все вздыхают о хлебе, жалуются на плохую погоду. Говорят, что у большинства крестьян хлеба не хватает до нового хлеба. Говорят, что земля шестой год не родит.

Заходила в одну из изб деревни Лембачево. Угощали «калитками» из ячменной муки с картофельной начинкой, очень масляные и довольно вкусные. Здесь крестьяне очень общительны и гостеприимны. Войдя в избу и застав за столом, обязательно получишь приглашение разделить с ними компанию. Они охотно беседуют, отвечают на вопросы и рассказывают о своих нуждах.
__-_________________________________
Книга интересна множеством подробностей: как выглядели шуяне, во что одевались, что ели и пили, во что верили. На её станицах вы встретите знакомые фамилии, прочитаете интересные истории из жизни шуян того времени, узнаете о приметах, обычаях и суевериях.

08 июля 2020
Оцените материал
(0 голосов)

Студенты Ленинградского государственного университета, приехавшие в июне 1929 года в Шую(см.предыдущий пост), не обошли вниманием культурную жизнь села. Вот фрагменты их записей:
Из культурно - просветительных учреждений в селе две школы, изба – читальня (расположена в поповском доме), при ней библиотека.
Местную интеллигенцию составляют три учителя, агроном, помощник агронома, избач. Население в Шуе гораздо культурнее и грамотнее, чем в среднерусских деревнях. Грамотность среди крестьян достигает 85 %.
___________________

Несмотря на то что население Шуи довольно культурно, такие учреждения, как изба-читальня, работают на редкость плохо. В избе-читальне сейчас не ведется никакой работы. Нельзя встретить в избе читающего крестьянина. Кружки, конечно, только числятся. Радио всегда молчит.
__________________________

Я не уверен, все ли крестьяне знают о существовании избы-читальни. Сколько может дать читальня, если ее хорошо поставить, если бы были здесь люди, умеющие и знающие, как работать! Культурной работы, конечно, не ведется.
____________________
Посещаемость избы-читальни невелика, редко под вечер можно видеть одного, двух, самое большое четырех крестьян. Более частым и многочисленным посетителем является молодежь, которая приходит сюда послушать радио (при избе имеется громкоговоритель), играть в шашки, домино, посмотреть в журналах картинки и вообще провести досуг.

Выписываются следующие газеты: «Правда» московская, «На¬ша газета», «Крестьянская газета», «Безбожник», «Красная Карелия», «Беднота», «Комсомольская правда». Затем журналы: «Крестьянка», «Работница», «Радиослушатель», «Сам себе агроном», «Коллективист», «Красноармеец», «Изба-читальня», «Сам учись».
При избе издается стенгазета под названием «Голос крестьянина», орган шуйской избы-читальни и шуйской ячейки ВЛКСМ. Библиотека избы-читальни в страшном запустении, количество книг около 5 тысяч, но положены безо всякой системы и порядка и найти какую-либо нужную книгу совсем невозможно.

Большинство читателей библиотеки составляют школьники — ученики двух шуйских школ первой ступени, но есть среди читателей крестьяне и рабочие с шуйской станции, также и служащие.
__________________________________

Со мной разговаривала женщина-делегатка Терешкина. Хочет узнать многое, хочет работать. В избу-читальню их собирают очень и очень редко, в месяц раз. Она говорит: «Если бы нас собирали почаще в избу-читальню, то я не посмотрела бы на ребенка, а стала бы ходить, потому что узнаю много хорошего, полезного». «У меня муж — говорит она, — член сельсовета, сын — пионер, и мне тоже хочется кем-то быть, чтобы нам вместе работать, а то они кой-что знают, рассказывают, а я ничего не знаю».

Сын ее Миша Терешкин учится сейчас в школе, очень старается, его хвалят учителя. Много он читает книг, «на улицу не ходит, все читает и читает», — говорит мать. Сам он хочет учиться. Он и в пионерский отряд пошел потому, что там им читают, рассказывают много.
____________
Днем была занята на репетиции, готовили постановку. Вечером была в избе-читальне. Деревенская молодежь собралась на политшколу. До занятий сидели в библиотеке и играли на струнных инструментах — гитаре, мандолине и балалайке. Комсомолец Кабедев пел местные частушки:

Газеты тоже не читают,
Не читаю их и я,
Потому что время нету
У ребят и у меня.
______________________


Разговаривал с избачом, он же секретарь ячейки ВКП(б) Смирнов. Он рассказывал:

— Работа до ноября была распущена. Избач выиграл по займу 2 тысячи рублей и вместо того чтобы использовать деньги на полезные цели, занялся пьянствовать и три месяца совершенно не занимался политпросветработой, и в ноябре организация вынуждена была избача снять. Изба-читальня во время его работы превратилась в место, занимающееся танцульками, и в место свидания молодых людей. Взрослое население а также самостоятельная молодежь от избы отвернулась. Надо было начинать всю работу заново. Я начал с того, что привел в порядок избу-читальню, очистил ее от нравственной грязи, которая накопилась до меня, путем популяризации избы-читальни и отчетной работы перед населением. В одно и то же время я являюсь политпросветорганизатором и секретарем ячейки ВКП(б). Работа усложняется недостаточным количеством членов партии и моей перегрузкой в работе, а третье то, что из трех человек, местных членов партии, два коммуниста сами неграмотные, сначала их нужно учить, а потом посылать на работу.

08 июля 2020
Оцените материал
(0 голосов)

К дате рождения Александра Сергеевича Пушкина, 6 июня, приурочен праздник - День русского языка. Праздник появился в 2011 году, когда президент РФ подписал соответствующий указ, который гласил: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина». В документе отмечается, что эта памятная дата установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации». С недавних пор, праздник обрел статус международного. В рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия День русского языка отмечается в ООН.

 

Учредитель

Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия

  • Адрес:  Республика Карелия, 185005, г.Петрозаводск, ул.Правды, д.14
    Телефон: 8(8142) 57-84-10
    Email: prionega@sampo.ru
    Сайт: http://prionego.ru

Контакты

Прионежский районный центр культуры
(МУ «Прионежский РЦК»)

  • Адрес:  Республика Карелия, 185005, г.Петрозаводск, ул.Правды, д.14, каб. 221
    Телефон: 89004630076
    Email: p.rck@yandex.ru