09 июля 2020
Оцените материал
(0 голосов)

В рамках подготовки к празднованию 100-летия Республики Карелия мы продолжаем рассказывать о сельских поселениях Прионежского района. Библиотекарь Вилговской сельской библиотеки Халиман Надежда Владимировна рассказывает о д. Вилга.

Сложное и бурное начало 20-го века. Первая и вторая революция в России перевернули многое в сознании людей и жизни страны. После завершения гражданской войны страна встаёт на путь экономических преобразоваий. Карелия, которая в эти годы была абсолютно малонаселённым краем, ведёт активную работу по переселению этнически близких
местному населению людей из США, Канады, Финляндии, которые начинают создавать трудовые коммуны на новых местах жительства. В конце 20-х годов такая коммуна дала начало деревне Вилга.

Из воспоминаний Бориса Павловича Гаврукова, старожила д. Вилга: «Моя семья в начале 1930 года приехала строить Вилговскую коммуну «Рантан Кюндай» (Пахарь границ). Хозяйство коммуны состояло из имущества и скота вступающих в неё людей. Родители работали на осушении болот, готовили земли под поля и огороды. Все работы велись вручную. В 1932 году эта коммуна ликвидируется и открывается
лесоучасток механизированного леспромхоза. На реке Вилга строятся две плотины для подъёма воды, и производится сплав заготовленной древесины в реку Шуя. В районе второй плотины был посёлок Иску, где работал кирпичный завод. Леспромхоз был показательным и впервые в Вилге была построена лежнёвая дорога, по которой вывозка леса значительно ускорилась.

Вилга расстраивается, приезжают канадские финны для работы в леспромхозе. Люди живут в пяти двухэтажных домах, работает литейный цех (он располагался в районе рощицы у дома №10). Рядом с литейным цехом работала пилорама. Электричество давал дизельный движок. Клуб и почта располагались на месте нынешних зданий, причём здание почты сохранилось с тех времён почти без изменений.
До 1936 года в Вилге работала финская школа, а с 1937 года - русская. Борис Павлович помнит своих первых учителей : Васикайнен Клавдию Ивановну, Барсукову Галину (отчество, к сожалению, память не сохранила). Сельский совет находился в п. Матросы, а после войны сначала в Вилговском клубе, а потом в д. Виданы. В 1938 году всё производство в Вилге свёртывается, посёлок становится военным городком. Большинство переселенцев уехали, увозя с собой хозяйственную утварь и даже дома. В годы войны Вилга была оккупирована финскими войсками, на её территории находились два концентрационных лагеря для военнопленных и мирного населения.

В 1944 году после ухода финских войск в Вилге велись работы по разминированию территории. В разминировании участвовали и молодые девушки, среди них Мария Игракова (Шлямина). В 1948 году началось возвращение военных.Воинская часть располагалась поначалу в землянках (на территории нынешних совхозных строений).

Из воспоминаний Анны Илларионовны Играковой (Соловьёвой): «Приехала в Вилгу в 1947 году, когда ещё была карточная система, но уже начались активные работы по возвращению к нормальной жизни.
Работала на одном из сложных участков -дорожном строительстве. В 1949 году вышла замуж за Александра Соловьёва, который с 1957 по 1959 год был председателем сельского совета. С 1954 года воинская часть расширяется и обустраивается на левом берегу реки Вилга. В конце 50-х в Вилге создаётся подсобное хозяйство Онежского тракторного завода. В хозяйстве выращивается скот, развивается полеводство и даже разбивается сад (в районе нынешнего дома №14). Затем подсобное хозяйство становится отделением совхоза им. Зайцева. А в конце 80-х это уже самостоятельное хозяйство-совхоз «Вилговский».
В хозяйстве, специализирующемся на свиноводстве, работает почти всё население д, Вилга. Совхоз добивается высоких показателей в работе, многие работники совхоза награждены правительственными наградами. Это известные в Вилге и за её пределами люди: Шанаурова Зинаида Васильевна-кавалер Ордена Ленина, Богданова Алевтина Михайловна, Ковальчук Нина Ивановна, Красовская Мария Антоновна, Микулич Зоя Петровна, Кашкар Светлана Ивановна, Захарова Раиса Михайловна, Гаврукова Раиса Васильевна и многие другие. Их руками создавались материальные блага, благодаря их труду расширялось и крепло хозяйство, жизнь в Вилге становилась более комфортной»

09 июля 2020
Оцените материал
(0 голосов)



«В большой стране у каждого человека есть свой маленький любимый уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит великая Россия» (писатель Юрий Яковлев).
Небольшой посёлок Ладва-Ветка, расположенный в Прионежском районе Республики Карелия– это маленькая родина для многих людей с далекого 1915 года и по сей день.
«С чего же всё начиналось? Когда посёлок возник, а главное: почему он так называется?» - можно услышать недоуменные вопросы людей.
Местность, в которой мы живем, стала заселяться в годы строительства Мурманской железной дороги в 1915 году. До её постройки по берегам реки Ивинка жители села Ладва и деревни Таржеполь косили сено, весной сплавляли лес.
В начале 1930-х годов сюда стали прибывать переселенцы, преимущественно из Вологодской области. В Ладва-Ветке в то время работали Ладвинский леспромхоз, пожарная часть, лесничество, пекарня, амбулатория.
Само название села, вероятно, имеет вепсские корни. В вепсском языке слово «ладв» обозначает вершину, верховье реки. Село действительно располагается на вершине, в верховье реки Ивинка.
Что же касается первой части названия, «Ладва», она связана с соседним селом Ладва, которое находится в 10 – 12 километрах от Ладва-Ветки на восток. Ладва, расположенная на реке Ивинка, упоминается в писцовых книгах уже с конца XV века.
Вторая часть названия этого села (сейчас — посёлка), «Ветка», напрямую указывает на железную дорогу. Это, как вы уже поняли, не случайно: от станции отходила на восток железнодорожная ветка длиною в несколько десятков километров, которая служила для подвоза леса на станцию из лесных поселков.

08 июля 2020
Оцените материал
(0 голосов)

«Шуя – старинное русское село, история существования которого насчитывает более 500 лет…», такими словами начинается Историческая справка о Шуйском сельском поселении.
Трепет и чувство гордости должны переполнять шуян при чтении страниц сохранившихся документов, подтверждающих такую славную историю родного края. Обратимся к некоторым из них.
Из церковной летописи Шуйского прихода Петрозаводского уезда 1867 года:
«Начало населения приходской местности и общее мнение старожилов относит к самым первым временам заселения Обонежского края, а просвещение Христианскою Верою к 11 или 12-м векам. В это время, сказывают, и первая церковь была построена в Шуе и на том самом месте, где стоит нынешняя Церковь, потому что тогда Шуйская местность была самая многочисленная по населению и более других известная по богатству и промышленности, так как она стоит на реке, соединяющей с озером Онежским, а через него судоходною Свирью и другими торговыми путями к столице и другим тогдашним местам, например, к Новгороду».
Из книги Путь к водопаду Кивачу от Петрозаводска // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 4. Петрозаводск, 1902. С. 120 – 130 :

Селеніе Шуя, какъ торговое мѣсто, было извѣстно въ XVII столѣтіи, ранѣе города Петрозаводска. На лѣвой сторонѣ расположенъ Шуйскій погостъ, или д. Ивановская, съ двумя старинными деревянными церквами, волостнымъ правленіемъ, земской и церковно-приходской школами. Съ высокой шуйской колокольни видѣнъ г. Петрозаводскъ. Почти въ каждой изъ деревень, лежащихъ по тракту, встрѣчаются большіе и красивые крестьянскіе дома, обличающіе зажиточность хозяевъ. Крестьянскія жилыя помѣщенія на сѣверѣ, при изобиліи лѣса, весьма обширны у всѣхъ хорошихъ хозяевъ. Дома здѣсь строятъ такъ-называемые пятистѣнные, представляющіе типъ старинныхъ русскихъ построекъ. Такой домъ обыкновенно состоитъ изъ двухъ покоевъ: избы, съ русскою печью и рундукомъ возлѣ нея, съ лавками и „воронцами” (полками вверху, вокругъ стѣнъ), и изъ чистой горницы, главнымъ украшеніемъ которой служатъ иконы суздальскаго письма или старинной иконописи, мѣдные створы и лубочныя картинки. Принадлежность горницы составляютъ два три стола съ полами, шкафъ съ чайной посудой, кровать съ пологомъ и, около печи, лежанка съ выставленными на ней ярко вычищенными самоварами. По числу самоваровъ, опредѣляется зажиточность крестьянина и степень его цивилизованности. Шуйскіе крестьяне имѣютъ хорошіе сѣнные покосы и сбываютъ много сѣна въ Петрозаводскъ. Низменное положеніе шуйской долины было причиною образованія здѣсь большихъ болотъ, часть которыхъ осушена. Кромѣ пользы въ гигіеническомъ отношеніи, осушеніе болотъ послужитъ къ развитію скотоводства и улучшенію хлѣбопашества, которымъ не обезпечиваются нужды крестьянъ. Подспорьемъ шуянамъ служитъ рыболовство въ рѣкѣ Шуѣ и окрестныхъ озерахъ, въ которыхъ ловятся сиги и лососи, и лѣсные промыслы. Рѣка Шуя, выходя изъ оз. Шуезера, въ Выборгской губерніи, послѣ 150 верстнаго теченія, впадаетъ въ оз. Логмозеро, соединяющееся съ Петрозаводскимъ заливомъ Онежскаго озера, у с. Соломеннаго, въ 6 в. отъ г. Петрозаводска. На всемъ протяженіи она удобна для сплава; для плаванія же небольшихъ рѣчныхъ судовъ и лодокъ — только между озерами Укшезеромъ и Логмозеромъ. У погоста шумитъ на рѣкѣ довольно значительный порогъ, надъ которымъ построенъ чрезъ рѣку мостъ. По обоимъ берегамъ рѣки Шуи встрѣчаются обнаженія гранита крупно-зернистаго сложенія, состоящаго изъ розоватаго полеваго шпата, бѣлаго кварца и таблицеобразныхъ кристалловъ бѣлой слюды.

08 июля 2020
Оцените материал
(0 голосов)

История Шуйского сельского поселения является неотъемлемой частью истории Карелии.В год 100-летия Республики Карелия мы продолжаем перелистывать страницы истории родного края. Обратимся к самому, пожалуй, основательному изданию, посвященному Шуе. 91 год назад в село Шуя приехали студенты этнографического отделения географического факультета Ленинградского государственного университета . С 3 по 29 июня 1929 года они находились в Шуе на практике и вели подробные записи об увиденном. Через 77 лет, в 2006 году эти документальные записи были опубликованы. Составитель – доктор филологических наук Ю.И. Дюжев лишь расположил их в определенной хронологической последовательности.
Многие шуяне уже знакомы с этой книгой, некоторым удалось приобрести её в личное пользование, остальные желающие могут обратиться в библиотеку.
Предлагаю познакомиться с некоторыми фрагментами книги.
________________________________________________
Шуя, июнь 1929: Быт севернорусской деревни
Составитель Ю.И. Дюжев, научный редактор и автор вступит. ст. К.К. Логинов, послесловие: И.К.Рогощенков.
Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2006. 154 с.
В книге собраны дневниковые записи этнографической экспедиции 1929 года, на основе которых воссоздается полная картина быта, нравов, обычаев, верований и суеверий русской деревни конца 1920-х годов и начала коллективизации.
____________________________________
Еще по дороге в село Шуя мне представилась не совсем благоприятная картина. Все поля покрыты одиночными большими и маленькими валунами и кучами камней, сложенных старательными землеробами, дабы увеличить полезную площадь для возделывания хлебных злаков. Участки, годные для пахоты, испещрены своеобразными изгородями из толстых еловых жердей, чтобы предохранить свои посевы от домашних животных (коров, лошадей, овец). В общем, флора, окружающая село Шуя, на протяжении горизонта очень скудна и бедна: мелкие кустарники ольхи вперемежку с березой и редкими сосенками, полуголые поля, жиденькие, редкие всходы озими, все это создало у меня впечатление, что крестьяне здесь живут в большой нужде, но постройки говорят об обратном.
Шуя состоит из многих деревень, беспрестанно срастающихся друг с другом. Начало деревни, если идти от станции Шуйской, называется Погостом, направо мосток в деревню Ивановскую, где церковь, изба-читальня, сельсовет и школа. Продолжение дороги идет через деревню, слева кооператив. Начало села называется деревня Вонжинская, стоит на изгибе реки. Следующая деревня Пустошь, которая начинается еще до моста. Границу деревень Вонжинская и Пустошь установить трудно. В деревне Пустошь — школа, где помещена часть нашей экскурсии.
…рассказывают, что при Петре Первом местные угодья строились финляндскими. Петр завоевал и насадил сюда крестьян хуторами. Эти хутора разрослись и стали деревнями. О местном заселении русскими здешних мест говорят, что оно было хуторное, а некоторые говорят, что рекрутное, то есть что при Петре сюда убегали рекруты и здесь поселялись.
Протяжение села 8 километров. Здесь 22 деревни.
Записал по порядку названия деревень, составляющих Шую.
Верх: Верховье или Плаксино, Усадище, Бирючево, Куняково, Лажевщина.
Средняя часть: Ивановская или Погост, Вонжинская или Каратяевская, Фофаново, Наволок, Лембачево, Пустошь. Раньше вместо Пустоши было три деревни, располагались.они по тече¬нию реки: деревня Лупышевская, Кроповская (5 домов), Пустошь (3 дома).
Низ: Ереминская, Выморская, Коловый остров (Острово), Сагарва, Тимонинская.
К селу Шуя примыкают: Сур-Наволок, Шуйская Чупа, Царевичи, Косалма, Сойбино.Находится село в устье реки Шуя за шесть километров до впадения ее в Логмозеро.
Река, молчаливо несущая свои воды среди низменных малоизвилистых берегов, светлая зелень кустов, перемежающихся вдали с редкими перелесками. Деревни могут похвастаться расписными наличниками окон, богато орнаментированными бал¬кончиками у мезонинов домов, крышей фасада, украшенной коньком и многим другим искусством рисунка по дереву. Крыши крыты в большинстве тесом, меньше дранкой, железных крыш нет. Любопытно в строении домов расположение окон. Лицевая сторона дома имеет три или шесть окон, вероятно, здесь сказывалось магическое значение цифры три (без троицы и дом не строится).

Интересно и отлично от других деревень построены здесь изгороди: колья, их составляющие, поставлены наклонно под углом 30 градусов. Крестьяне говорят, что такие заборы проч¬нее и удобнее, чем заборы с вертикально поставленными кольями.

Дома расположены вне всякой симметрии, в точности выполняя все изгибы реки Шуя. Дома в Шуе высокие, деревянные. Нередко крыша и окна украшены цветной резьбой. Под одной крышей избы — помещение для скота, обычно в нижнем этаже задворок. Крашеных домов мало, но окна выкрашены у всех. Как и у всех северных деревень, окна расположены высоко от земли. Не часто, но есть дома, обнесенные палисадником. Но только раз встретился куст смородины. Обычно в них находятся две-три тощие грядки и несколько не менее тощих березок. Из разговоров крестьян выяснилось, что сеют рожь, овес, ячмень и очень мало пшеницы.

Здесь на улицах днем мало прохожих, даже дети и те не резвятся около домов. Здесь не увидишь молодаек, идущих с громким говором за водой или полоскать белье и передающих друг другу деревенские новости. Разве встретишь, как быстро пройдет баба с деловым видом в кооператив или проедет лошадь, запряженная в сани с навозом.

Население Шуи русское, за десять верст живут «кореляки» в деревнях Намоево, Сургуба, Виданы. Говорят и по-карельски (фински) и по-русски. «Кареляки» женятся на русских и обрат¬но. Но русские неохотно выходят за карелов, так как считают, что там тяжелее работать.


Женщины в Шуе не пашут. Если пашут, то только вдовы, не имеющие мужчин в дому, да и то редко, больше нанимают. За дровами ездят мужчины. Огород и остальная работа выполняется женщинами.

Председатель сельсовета сообщил, что осенью 1928 года (по статистическим данным) в Шуе населения было 2637 чело¬век, сейчас примерно три тысячи. Из года в год большой при¬рост населения.
Избирателей всего 1045, женщин - 520.

Беднота - 28-30%, середняки — 67%, кулаков — 3% (4).

Заходила в несколько изб. Прежде всего бросается в глаза чистота и порядок. Полы везде вымыты и застланы половика¬ми. Печки безукоризненно белые, как будто недавно выбелены. Сами крестьяне заявляют, что они любят чистоту и каждую неделю ходят в баню. Но несмотря на это сильно чувствуется бедность крестьян. Первым долгом они заводят речь о своих недостатках. Все вздыхают о хлебе, жалуются на плохую погоду. Говорят, что у большинства крестьян хлеба не хватает до нового хлеба. Говорят, что земля шестой год не родит.

Заходила в одну из изб деревни Лембачево. Угощали «калитками» из ячменной муки с картофельной начинкой, очень масляные и довольно вкусные. Здесь крестьяне очень общительны и гостеприимны. Войдя в избу и застав за столом, обязательно получишь приглашение разделить с ними компанию. Они охотно беседуют, отвечают на вопросы и рассказывают о своих нуждах.
__-_________________________________
Книга интересна множеством подробностей: как выглядели шуяне, во что одевались, что ели и пили, во что верили. На её станицах вы встретите знакомые фамилии, прочитаете интересные истории из жизни шуян того времени, узнаете о приметах, обычаях и суевериях.

 

Учредитель

Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия

  • Адрес:  Республика Карелия, 185005, г.Петрозаводск, ул.Правды, д.14
    Телефон: 8(8142) 57-84-10
    Email: prionega@sampo.ru
    Сайт: http://prionego.ru

Контакты

Прионежский районный центр культуры
(МУ «Прионежский РЦК»)

  • Адрес:  Республика Карелия, 185005, г.Петрозаводск, ул.Правды, д.14, каб. 221
    Телефон: 89004630076
    Email: p.rck@yandex.ru