Студенты Ленинградского государственного университета, приехавшие в июне 1929 года в Шую(см.предыдущий пост), не обошли вниманием культурную жизнь села. Вот фрагменты их записей:
Из культурно - просветительных учреждений в селе две школы, изба – читальня (расположена в поповском доме), при ней библиотека.
Местную интеллигенцию составляют три учителя, агроном, помощник агронома, избач. Население в Шуе гораздо культурнее и грамотнее, чем в среднерусских деревнях. Грамотность среди крестьян достигает 85 %.
___________________
Несмотря на то что население Шуи довольно культурно, такие учреждения, как изба-читальня, работают на редкость плохо. В избе-читальне сейчас не ведется никакой работы. Нельзя встретить в избе читающего крестьянина. Кружки, конечно, только числятся. Радио всегда молчит.
__________________________
Я не уверен, все ли крестьяне знают о существовании избы-читальни. Сколько может дать читальня, если ее хорошо поставить, если бы были здесь люди, умеющие и знающие, как работать! Культурной работы, конечно, не ведется.
____________________
Посещаемость избы-читальни невелика, редко под вечер можно видеть одного, двух, самое большое четырех крестьян. Более частым и многочисленным посетителем является молодежь, которая приходит сюда послушать радио (при избе имеется громкоговоритель), играть в шашки, домино, посмотреть в журналах картинки и вообще провести досуг.
Выписываются следующие газеты: «Правда» московская, «На¬ша газета», «Крестьянская газета», «Безбожник», «Красная Карелия», «Беднота», «Комсомольская правда». Затем журналы: «Крестьянка», «Работница», «Радиослушатель», «Сам себе агроном», «Коллективист», «Красноармеец», «Изба-читальня», «Сам учись».
При избе издается стенгазета под названием «Голос крестьянина», орган шуйской избы-читальни и шуйской ячейки ВЛКСМ. Библиотека избы-читальни в страшном запустении, количество книг около 5 тысяч, но положены безо всякой системы и порядка и найти какую-либо нужную книгу совсем невозможно.
Большинство читателей библиотеки составляют школьники — ученики двух шуйских школ первой ступени, но есть среди читателей крестьяне и рабочие с шуйской станции, также и служащие.
__________________________________
Со мной разговаривала женщина-делегатка Терешкина. Хочет узнать многое, хочет работать. В избу-читальню их собирают очень и очень редко, в месяц раз. Она говорит: «Если бы нас собирали почаще в избу-читальню, то я не посмотрела бы на ребенка, а стала бы ходить, потому что узнаю много хорошего, полезного». «У меня муж — говорит она, — член сельсовета, сын — пионер, и мне тоже хочется кем-то быть, чтобы нам вместе работать, а то они кой-что знают, рассказывают, а я ничего не знаю».
Сын ее Миша Терешкин учится сейчас в школе, очень старается, его хвалят учителя. Много он читает книг, «на улицу не ходит, все читает и читает», — говорит мать. Сам он хочет учиться. Он и в пионерский отряд пошел потому, что там им читают, рассказывают много.
____________
Днем была занята на репетиции, готовили постановку. Вечером была в избе-читальне. Деревенская молодежь собралась на политшколу. До занятий сидели в библиотеке и играли на струнных инструментах — гитаре, мандолине и балалайке. Комсомолец Кабедев пел местные частушки:
Газеты тоже не читают,
Не читаю их и я,
Потому что время нету
У ребят и у меня.
______________________
Разговаривал с избачом, он же секретарь ячейки ВКП(б) Смирнов. Он рассказывал:
— Работа до ноября была распущена. Избач выиграл по займу 2 тысячи рублей и вместо того чтобы использовать деньги на полезные цели, занялся пьянствовать и три месяца совершенно не занимался политпросветработой, и в ноябре организация вынуждена была избача снять. Изба-читальня во время его работы превратилась в место, занимающееся танцульками, и в место свидания молодых людей. Взрослое население а также самостоятельная молодежь от избы отвернулась. Надо было начинать всю работу заново. Я начал с того, что привел в порядок избу-читальню, очистил ее от нравственной грязи, которая накопилась до меня, путем популяризации избы-читальни и отчетной работы перед населением. В одно и то же время я являюсь политпросветорганизатором и секретарем ячейки ВКП(б). Работа усложняется недостаточным количеством членов партии и моей перегрузкой в работе, а третье то, что из трех человек, местных членов партии, два коммуниста сами неграмотные, сначала их нужно учить, а потом посылать на работу.
К дате рождения Александра Сергеевича Пушкина, 6 июня, приурочен праздник - День русского языка. Праздник появился в 2011 году, когда президент РФ подписал соответствующий указ, который гласил: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина». В документе отмечается, что эта памятная дата установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации». С недавних пор, праздник обрел статус международного. В рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия День русского языка отмечается в ООН.
В июле 1918 года была принята Конституция РСФСР. В ней закреплялась возможность создания автономии внутри РСФСР. Весной 1920 года вопрос о национально-государственном устройстве Карелии неоднократно рассматривался руководством РСФСР. По приглашению В. И. Ленина Гюллинг прибыл в Москву и в середине мая 1920 года в Кремле состоялась беседа Ленина с Гюллингом. 18 мая 1920 года Политбюро ЦК РКП(б) своим решением одобрило создание Карельской коммуны. 8 июня 1920 декретом ВЦИК из населённых карелами местностей Олонецкой и Архангельской губерний была образована Карельская трудовая коммуна.
12 июня мы вспоминаем многовековую историю России, трудный и героический путь ее становления и развития, подвиги наших отцов и дедов. Это история каждого из нас, и начинается она с малой родины, настоящее и будущее которой напрямую зависят от нашего общего труда, энергии и гражданской позиции. Это повод задуматься о своем долге перед следующими поколениями, о том, что мы сделали и что еще предстоит сделать для того, чтобы завтрашний день наш был светлым и радостным.